|
|
С 26 октября на протяжении трех дней Венецианской комиссией оценивались изменения, произведенные в «Избирательном Кодексе» Грузии.
Среди прочих были отменены нанесения маркировок на руки избирателей при помощи специальной краски и использование на участках системы видеонаблюдения.
Из текста нового кодекса, направленного комиссии на экспертизу, были изъяты положения по вопросам маркировки и видеонаблюдения. Такие изменения были определены грузинским парламентом.
Реакция членов Венецианской комиссии на эти поправки была единогласно положительной. Видеонаблюдение на участках в некоторой степени пугало избирателей, а маркировка показала наличие некоторых погрешностей.
Заключительное решение по измененному грузинскому «Избирательному кодексу» Венецианская комиссия вынесет только шестнадцатого декабря, но на сегодняшний день известно, что законопроект вызвал принципиальное одобрение.
И если комиссия не сомневается в правильности отмены таких мер предосторожности, как видеонаблюдение и маркировка, оппозиционные грузинские партии в своем большинстве с этими действиями властей не согласны. А соответственно, они не желают мириться и с предварительными выводами, сделанными Венецианской комиссией.
С их доводами трудно не согласиться. Ведь на тех избирательных участках, где в 2008 и 2010 годах были соблюдены эти меры, установлено видеонаблюдение и осуществлялась маркировка специальной несмывающейся краской, проблем было зафиксировано значительно меньше. Вопросы достоверности списков до сих пор не закрыты, остается множество недоработок, поэтому отмена этих мер несвоевременная на сегодняшний день.
Однако оппозиция не будет против отмены этих мер, если взамен будут введены биометрические паспорта, так как и предлагает сделать правительству Грузии Венецианская комиссия. Эта мера, действительно, могла бы стать универсальным инструментом идентификации избирателей, однако ее внедрение займет несколько больше времени, чем остается до очередной выборочной компании
Конечно, организовать проведение выборов по биометрическим удостоверениям личности можно было бы и сейчас, если, конечно, властям удастся найти для этого необходимую сумму. Но учитывая, сколько времени осталось до выборов, и какая это сумма, надеяться, что эти выборы пройдут по биометрическим паспортам, не приходится.
А это значит, что эти выборы должны еще проходить с видеофиксацией и маркировкой граждан, а также тщательной работой со списками избирателей, дабы не допустить фальсификации результатов.
Однако лидеры оппозиционных партий, таких как «Республиканская партия Грузии», например, тщательно прорабатывают вопросы введения биометрических паспортов. Для них это реальный шанс получить честные результаты, так как для правящих политических сил, таким образом, ресурс злоупотреблений будет практически сведен к нулю.
Давид Бердзенешвили утверждает, что можно еще успеть ввести данную меру, так как это сделали в свое время власти Боливии. И даже Индийские власти успели в короткие сроки обеспечить такими паспортами более миллиарда человек, имеющих право голоса. Ав Грузии всего живет четыре с половиной миллиона человек, учитывая несовершеннолетних. Оказывается, весь вопрос состоит только в желании властей несколько поторопиться. Однако правящие политические структуры пока ищут только отговорки, а не возможности.
В первую очередь был заявлен факт нехватки финансирования на такую дорогостоящую компанию. На что грузинский бизнесмен Иванишвили предложил оказать властям спонсорскую безвозмездную помощь в размере той суммы, которая понадобится для того, чтобы каждого избирателя оснастить биометрическим паспортом.
После такого предложения, оказалось, что вопрос материального характера вообще не имел особого значения. Главной причиной отказа властей поторопиться, стали короткие сроки, за которые не каждый избиратель успеет поменять удостоверение старого образца на новое. А так как какой-то процент избирателей останется в таком случае не у дел, о какой же легитимности выборов будет идти речь.
Однако это далеко не все вопросы, которые не устраивают оппозицию Грузии. Вызывает споры оправданность изменения системы финансирования партий, непонятным остается принцип нарезки округов и так далее. И только один вопрос вызвал безусловную поддержку оппозицией решения Венецианской комиссии. Это ограничение должностных лиц в участии в предвыборной кампании. По мнению членов комиссии, ни губернаторы, ни мэры и гагебели, не должны ни каким образам касаться вопросов избирательной кампании, а также агитационной работы.
Но с этим пунктом категорически не согласны политики, находящиеся у власти. Они настаивают, что в свободное от работы время, гражданин должен иметь право агитировать за кого угодно.
Получается, что новый «Избирательный кодекс» не удовлетворяет никого. На две трети своего содержания он не устраивает оппозиционеров, и на одну треть – правящие партии. Однако, до шестнадцатого декабря еще достаточно времени, которое хорошо бы было использовать для совместных переговоров и предложения компромиссных решений.
Все, что сегодня содержится в новом кодексе, в принципе не может коренным образом изменить обстановку во время избирательной компании.
Давид Берзеншвили, оппозиционер-республиканец, считает, что даже в том случае, если все спорные вопросы по статьям нового кодекса будут решены в соответствии с требованиями оппозиции, кодекс все равно будет проигрывать в сравнении с предыдущей версией. Избирательная система не изменится все равно.
В отношении работы Венецианской комиссии политик высказываться отказался. Оценивать ее еще рано, окончательного заключения пока нет.
В компетентности комиссии Берзеншвили не сомневается. Она не единожды работала со странами, характеризующимися «гибридной демократией». Но вот, как отреагируют официальные власти на постановления этой структуры, не известно. Все той же Венецианской комиссией было настойчиво рекомендовано в 2004 году изменить статус Аджарской автономии, но Саакашвили полностью проигнорировал не только пожелания Комиссии, но и резолюцию ПАСЕ.
Притом что оппозиция не считает законодательство совершенным, на проведение честных независимых демократических выборов они все же надеются.
Большие надежды грузинский народ возлагает на Будзины Иванишвили, который так неожиданно проявил интерес к политике. С его помощью есть хоть какой-то шанс при всех проблемах в законодательной сфере, выиграть эти выборы у властвующих структур.
И все же вопросы с окончательной версией «Избирательного кодекса» не перестают волновать оппозиционеров Грузии. Не известно, какие изменения утвердит Венецианская комиссия, и для всех понятно, что вообще поменялось в этом документе.
Документ нового избирательного законодательства начал прорабатываться еще в ноябре прошлого года, а девятого марта текущего года были организованы консультации правящей партии и грузинской оппозиции. Представленный в конце июня правящей партией законопроект поддержали только два оппозиционных направления: «Новые правые» и «Христиан-демократы». Шесть оставшихся партий занялись собственной разработкой предложений по улучшению кодекса. Поэтому их неведение относительно планируемых перемен вполне логично.
30.10.2011 Администрация ресурса Secportal.Ru
Вернуться к списку новостей |
|
|
|
|
|
|
НОВЫЕ ВАКАНСИИ |
|
|
ВЫСТАВКИ |
|
|
РЕКЛАМА НА ПОРТАЛЕ |
|
|